Дверь в народной культуре восточных славян

Дверь — место входа и выхода, та часть дома, которая символизировала границу между жилым пространством и двором. Она стала амбивалентным символом: с одной стороны, обеспечивала «охрану», «защиту», с другой стороны — давала возможность оказаться в пространстве дома.

Дверь — место входа и выхода, та часть дома, которая символизировала границу между жилым пространством и двором. Она стала амбивалентным символом: с одной стороны, обеспечивала «охрану», «защиту», с другой стороны — давала возможность оказаться в пространстве дома. Открытый вход обеспечивал связь с внешним миром, закрытый — охранял дом от внешнего вмешательства.

Дверь в народной культуре восточных славян

В культуре восточных славян в повседневной жизни правильным, или нормальным, положением считалась закрытая дверь. Открытой она могли быть только в том случае, если в доме происходили неординарные события: смерть или роды. И в том, и в другом случае необходимо было «выпустить» душу человека (того, кто умирал, или того, кто должен был родиться).

Во время похорон ее держали открытой до тех пор, пока из дома не вынесут гроб с покойником. После этого дверь закрывали, а иногда и запирали, чтобы душа умершего не могла вернуться назад.

Существовало строгое правило: те, кто пришел проститься с умершим, должны выйти из дома через ту дверь, через которую и входили.

В народной культуре дверь часто была противопоставлена окнам: «удушенных» покойников (самоубийц, утопающих и т.д.) выносили из дома не через нее, а через окна.

Дверь, которая находилась в непосредственной близости от порога дома, воспринимала на себя его семантику — семантику зоны смерти. Поэтому, чтобы защитить ребенка в той семье, где не росли дети, в день крещения его тоже не выносили через дверь, а передавали через окно на руки крестным родителям.

По правилам народной культуры, в повседневной жизни мусор в доме необходимо было мести от дальней стены к двери, т.е. со «своего» пространства в чужое. В противном случае считалось, что дочь не выйдет замуж. И только во время похорон нарушалась эта традиция: мусор мели от входа к центру дома.

Особое внимание уделялось дверям во время свадьбы. Невесте не разрешалось закрывать дверь родительского дома, если в семье были еще незамужние сестры и неженатые братья. Иначе они никогда не создадут свою собственную семью и навсегда останутся в родительском доме.

Свекровь, когда молодые входили в дом, закрывала дверь спиной, тем самым как бы закрывала невестку в своем доме навсегда.

Дверь выступала и защитным символом дома, и всех тех, кто за ней живет. На ней рисовали или выжигали кресты на Крещение, на Пасху, в нее втыкали вещи-обереги (иглу, нож, вилку и т.д.), над ней закрепляли подкову, украшали Троицкими и купальскими травами, венками.

Примечали, если на Тараса Бессонного (10 марта) дверь сорвется с петель, жди беды в доме. Поэтому в этот день дверь обязательно осматривали, при необходимости чинили, смазывали петли.

После праздников, в случае эпидемии, а также в определенные дни года, необходимо было оросить дверь святой водой, чтобы «смыть» колдовство и все беды. Иногда этот обряд исполняли целительницы: они добавляли в Крещенскую воду четверговую соль, золу из семи печей и мыли верхнюю дверную балку. Считалось, что в таком случае дом будет сохранен на целый год.

Оксана Котович, Янка Крук.

Adblock
detector